Доклад на конференции. А.Г. Туз. ВИДЕО
Об экономических преимуществах электромобилей и проблеме их применения в Украине
Сравнивая влияние стоимости газа и бензина на содержимое в кошельке жителя Украины, в пользовании которого есть автомобиль, обнаружим следующее: расходы на газ – 40-70 грн. в месяц, а на бензин 80-100 грн. ежедневно. Результаты своего опыта: за газ в среднем плачу около 80 грн. в месяц (вместе с отоплением), на бензин уходит у жены около 180 грн. (12 л/100 км) «Нисан»), а мои расходы на транспорт, по личным нуждам и как работника завода, составляют около 250грн. (25 л/100 км «Додж»).. Итого - около 9 тыс грн. в месяц. И таких «счастливцев» в Украине около 6 млн.
Кроме того, интересные результаты, касающиеся экономики автомобилей, опубликованы в статье Н. Парафенка - „Автомобиль с точки зрения экологии и энергии” (ж. «MOTOR NEWS», № 1, 1997г.).
Из приведенной диаграммы следует, что 88% тепловой энергии от сгорания моторного топлива в двигателе автомобиля бесполезно нагревает атмосферу. Т. е улетучивается почти 9 гривен из уплаченных за каждый литр моторного топлива и только чуть более одной гривны с каждого литра моторного топлива приносят пользу.
В противоположность этому, рациональное расходование электрической энергии электромобилем достигает 80%- 90%, а бесполезное излучение тепловой энергии в окружающую среду – всего около 10%-20%. Поэтому не случайно пошли по пути постепенного перевода автотранспорта на электротягу многие Государства, у которых мало или нет собственной нефти: Дания, Израиль, Грузия, Япония, США и другие.
Мне удалось ознакомиться с ориентировочными расчётами применительно и к нашей столице - г. Киеву. Эти данные приведены в Проекте Концепции Государственной целевой научно-технической программы Украины
Виробництво малотонажних вантажних та інших перспективних моделей екомобілів" e-m.org.ua (автор Н. Парафенко). Цитирую из стр. 15:
В умовах Києва, заміна кожного легкового автомобіля електромобілем приведе до економії бензину близько 1,5 тони та до зниження шкідливих викидів на 150-200 кг щорічно, напомню что количество автотранспорта в Києве уже «перевалило» за миллион. Экономия состави Збільшення ж витрат електроенергії на зарядку акумуляторів за пільговим тарифом у нічний час принесе користь енергосистемам (постанова НКРЕ від 02.08.2006р.№ 926). При переведенні на електротягу ще й такої ж кількості вантажівок і мікроавтобусів в сфері обслуговування міста, які здійснюють щодня по 100-150 км пробігу, економія моторного палива складе вже близько 300-400 тисяч тонн річно, а шкідливих викидів зменшиться на 50 - 70 тисяч тонн річно.
Из-за разницы в соотношении цены литра бензина и цены кВт*час электроэнергии (28 копеек / 10грн. в Украине. а в Европе 17 евроцентов / 1,6 Евро), для украинцев, по сравнению с европейцами только экономических стимулов в 4 раза больше. Это является очень весомым стимулом для среднестатистического украинца и для предприятий. Эти суммы - существенная составляющая в структуре производственных затрат и цене конечных продуктов.
Теперь относительно экологии. Медики пришли к выводу, что загрязнение воздуха является первой причиной множества преждевременных смертей («Европа борется за чистый воздух» «Deutsche Welle», 14.10.2010 г).
От чистоты атмосферы зависит количество заболеваний, особенно бронхолегочных и онкологических. Проблему усугубляет низкое качество топлива на украинских АЗС, а также то, что парк автомобилей соответствующих нормам евро-5 менее 4 %. Т.е. большая часть автомобилей имеют двигатели старых (не очень экологических) стандартов. 70% жителей крупных городов проживает в 200 метровой зоне от дорог и вдыхают воздух, загрязненный до угрожающих здоровью пределов, а вернее воздухом который просто опасен для здоровья.
Каждая гривна, вложенная в профилактику здоровья (особенно на общенациональном уровне) равноценна десяткам тысяч гривен, вложенных в лечение (оборудование и лекарства). Снижение же объёмов вредных выбросов, особенно в крупных городах и промышленных регионах - это эффективность использования средств для конечного результата - здоровья украинцев.
Главной же проблемой в Украине относительно применения электромобилей – отсутствие государственного подхода к решению этой проблемы. Как мне известно. Упомянутый «Проект державної програми...”( e-m.org.ua ) прошёл Госэкспертизу ещё в 2008 году, но до сих пор программы нет. Не проведена и запланированная конференция «Переваги та недоліки започаткування в Україні нової галузі машинобудування - екомобілебудування». Это планировало бывшее Минпромполитики, а теперь его уже нет. Правительству Украины следует срочно изменить несовершенную промышленную политику, иначе можем безнадёжно отстать от Запада, поскольку уже очевидно, что электромобили – это будущее мирового автопрома. Об этом свидетельствует и мой опыт. Я лично уже 4 года пользуюсь электромобилем и убедился в этом. День езды на электромобиле стоит от 3 до 8 грн., расходуя 8 - 20 кВт*часов электроэнергии. Кроме того, электромобиль бесшумен и может сравниться в тишине езды с автомобилями премиум класса Mercedes, Bentley и Rolls-Royce. в пробках не дымит и не потребляет электроэнергию.